Латкин Александр Гурьевич
Тематические группировки
Персоналии/Прозаики
Персоналии/Публицисты
Союзы писателей/Иркутское региональное отделение Союза писателей России
Александр Гурьевич Латкин родился в 1952 году в селе Уоян Северобайкальского района Бурятии. Детство и юность Латкина прошли на севере области, в Тунгиро-Олёкминском районе. В Могочу он приехал в 1974 году, работал корреспондентом в редакции газеты «Могочинский рабочий». Так сложилось в жизни, что ему многое пришлось испытать, много походить по тайге, испробовать - он был и трактористом, и охотником-промысловиком, и оленеводом, шофёром, метеорологом.
Александр Гурьевич Участвовал в Ялтинском семинаре молодых писателей Севера (1980). В 1982 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Пишет на русском языке.
В московской печати имя Александра Латкина впервые прозвучало в 1977 году. Еженедельник «Литературная Россия» напечатал тогда его рассказ «Нить». С этим «багажом» 25-летний эвенкийский охотник-промысловик из Читинской области поступил в Литературный институт. А в 1980 году его творчество высоко оценил на ялтинском семинаре молодых писателей Севера Георгий Семёнов. Ему очень понравились у молодого таёжника рассказы «Нить», «Двадцатый» и повесть «Амикан». Своей радостью Семёнов поспешил поделиться с Сергеем Викуловым. Он не сомневался, что Викулов немедленно необычную прозу Латкина поставит в ближайший номер журнала «Наш современник». Но Викулова всё понимающий медведь, о котором так пронзительно рассказал Латкин, не впечатлил. Он, видимо, считал, что для «Нашего современника» достаточно было иметь одного Распутина. Не прислушались к рекомендациям Семенова и в издательстве «Молодая гвардия». Миросозерцательность, жажда лада уже из моды выходили. Молодёжное издательство теперь искало героев действия.
Но не смотря на это писательская «карьера» Латкина устремилась вверх. Его повести были опубликованы в Нескольких престижных журналах: «Амикан», «Тропа, ведущая по кругу», «Звезда охотника». В Москве и Иркутске одна за другой вышло три книги прозы: «Осенний перевал», «Глиняные рисунки» и «Завтра и всегда».
Жизнь писателя изменилась неожиданно: стало известно, что золотодобытчики собираются осваивать Тунгиро–Олёкминский район. Это означало, что 524 эвенка лишатся родовой земли, окажутся на грани гибели. Латкин принимает решение: ему надо быть рядом со своими соплеменниками; он должен вернуться в тайгу. Он вступает в неравную борьбу с читинскими генералами от промышленности, предлагает организовать независимую экспертизу проектов по освоению золотоносных участков, провести опросы среди местных жителей. В ответ – угрозы, случайные пули вдогонку, поджоги квартиры. Его вынуждают уехать в Иркутск.
В феврале 1990 года он писал: «Отъезд мой можно считать поражением, однако действий своих я не прекратил. Слишком дорога для Сибири Тунгиро–Олёкминская тайга! И так ничтожно могущественное золото, чтобы, оставаясь живым, сдаться совсем».
Долго прожить в Иркутске Латкин не смог, он вновь вернулся в тайгу. Ну а жизнь среди соплеменников была нелёгкой. Больно было наблюдать, как местные власти ради сиюминутной выгоды не только спаивают эвенков, но и просто подкупают национальную элиту и охотников, которым как представителям малочисленной народности положены лицензии на добычу редких зверей. В одном из писем Латкин пишет: «Идёт тотальное уничтожение лося, дикого оленя, кабарги. Оно уже превысило воспроизводство. Большинство «официальных» браконьеров – эвенки (им разрешено!). По сути дела, идёт уничтожение будущего. Пьянство прямо захлёстывает…Страшной бедой этой пользуются нечестные наглецы. Они безжалостно грабят эвенков, радостью которых стал пьяный угар. В некоторых тунгусских домах пусто, все пропито. Даже нет постели…Люди без будущего!»
Писатель не хочет с этим мириться. Вместе с членом-корреспондентом Российской Академии медицинских наук Сергеем Колесниковым он предлагает свои решения демографических проблем у эвенков. Есть у него, и собственная программа по спасению Тунгиро-Олёкминской тайги. А главное – появились помощники и среди эвенков, и русских старожилов Забайкалья. Это спасает его от расправ со стороны «золотых» и «лесных» королей Читинской области.
Особенно волнуют Латкина вопросы развития культуры. Сам он, имея кровную связь с эвенкийским народом, пишет на русском языке и никакой трагедии в этом не видит.
Пишет он много. У него немало неизведанных рукописей. За годы, проведенные в Олёкминской тайге, в родном селе Средняя Олёкма, накопилось много идей, планов. Ему есть что сказать своим соплеменникам, людям планеты. Так что писательский взлет Латкина не остановился, он продолжается.
Источники
Персоны
Латкин Александр Гурьевич
Период от
1952